В Тридевятом царстве

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



FAQ

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

В этой теме Вы можете найти информацию по миру игры. Если после прочтения предоставленных материалов у Вас остались какие-то вопросы - смело обращайтесь к администрации.

0

2

Вопросы и ответы

В: Где происходит действие?
О: На нашей ролевой игра проходит в двух мирах: в сказочном и реальном. Реальный мир - это современная Россия, вымышленный город Энск, что стоит на реке Волхов и относится к Новгородской области. Сказочный - это Тридевятое царство, где жили все герои до того, как Кощей наложил на них проклятье, о котором можно прочитать в сюжете и в этой же теме ниже.
Тридевятое и Энск никак не связаны; эпизоды, проходящие в сказочной реальности, будут рассказывать о действиях до того, как проклятье стало действовать, эпизоды, проходящие в Энске, - о действиях после.

В: Когда происходит действие?
О: В Энске - 2010 год; время в сказке отсчитывается от объединения государств в Тридевятое. На момент активации проклятья шел 428 год.

В: Каковы последствия проклятья, о котором написано в сюжете?
О: Проклятье перенесло всех сказочных персонажей в современную Россию, в вымышленный город Энск. Никто, кроме Кощея Бессмертного, не помнит свое сказочное прошлое; кроме того, персонажи не имеют воспоминаний о своих детстве и юности, они помнят только те события, которые произошли после того, как проклятье вступило в силу.
Время в Энске проходит незаметно: персонажи не стареют и не могут точно сказать, как долго они проживают в городе - год ли, несколько ли лет.
На картах город не отмечен, из-за проклятья ни один из жителей Энска не может выехать за его границы.

В: Как долго персонажи в Энске?
О: Третий год.

В: Не могли бы Вы поподробнее рассказать о Тридевятом?
О: Тридевятое царство - это соответствующее названию количество достаточно больших территорий, подчиняющихся разным правителям.
Большая часть царства покрыта лесами дремучими да полями бескрайними, болотами топкими да озерами глубокими. Здесь находятся Лукоморский лес, в котором растет знаменитый дуб, Лысая гора, остров Буян. Именно в Тридевятом жили большинство героев, оказавшихся в Энске.
Климат - умеренно-влажный, часто случаются осадки в виде дождей и снега; зимы холодные, с обильными снегопадами.
Большинство территорий Тридевятого плотно населены, преобладающий класс - крестьяне, в большинстве своем люди решительные и готовые дать отпор разной нежити, коей в Тридевятом достаточно.
Цари, возглавляющие территории, на которые делится Тридевятое, образовали военный совет, в который входят некоторые герои и который должен был противостоять нежити и темным колдунам вроде Кощея, однако пользы этот совет принес мало: работать в команде умели далеко не все его участники.

В: ...и об Энске?
О: Энск - это небольшой город с населением в несколько тысяч человек. Он располагается в Новгородской области, климат здесь - умеренно-континентальный, близкий к морскому, отличающийся не слишком жарким летом, продолжительными осенью и весной, мягкой зимой.
Несмотря на то, что город невелик, сферы деятельности развиты достаточно хорошо, так что в выборе профессии своего персонажа Вы ограничены не будете. Для удобства потенциальных игроков составлен список вакансий.
Управляют Энском мэр и подчиняющийся ему городской совет.

В: Может ли мой персонаж помнить что-то из жизни в сказке?
О: Это обсуждаемый вопрос, обговорить его можно в гостевой.

В: Принимаются ли в игру авторские приезжие персонажи?
О: Нет, прием таковых не ведется, в игру принимаются только персонажи, указанные в следующей акции.

В: Какие сказочные существа есть в сказках?
О: В наших сказках полнейшее разнообразие: от болотниц до леших, от кикимор до домовых.

В: Может ли персонаж обладать какими-то волшебными способностями?
О: Да, болотницы, например, могут завлекать путников песнями, Жар-птица - лечить и так далее, однако способности действуют только на территории Тридевятого, то есть в Энске ни один из персонажей своими чудесными возможностями воспользоваться не может.
Колдовские способности так же могут быть врожденными, однако их требуется развивать; подробнее о магии можно прочитать ниже.

В: Как организована игра?
О: У нас эпизодическая система игры, ознакомиться с описанием Вы можете в этой же теме.
Игровая категория делится на подфорум с сюжетными эпизодами, которые пишутся администрацией, и подфорумы для личных эпизодов и эпизодов в альтернативной реальности, где участники могут отыгрывать все, что им интересно.
Сюжетные эпизоды, в свою очередь, тоже будут разделены. Часть квестов будет рассказывать о происходящем в Энске, часть - о событиях, происходивших в Тридевятом.

В: Могу ли я взять персонажа, которого нет в списке? Могу ли я сменить внешность, имя или возраст акционному персонажу?
Да, можете. Но учтите, что у нас русские сказки, т.е. никаких Золушек, Красных шапочек и прочих быть не может. Впрочем, Вы можете создать своего неканоничного персонажа, адаптировав его историю по наш мир, т.е. той же Золушке дать русское имя и логично ввести ее в Тридевятое.
Смена внешностей, имен, возраста крайне не желательна, но, если Вы считаете, что Ваши варианты лучше, предложите их в гостевой.

В: Можно ли дописывать в анкету акционного персонажа факты, не указанные в описании, а придуманные мною лично?
О: Да, однако, если Вы сомневаетесь в каких-то деталях, Вы всегда можете обсудить их с администрацией.

В: Каков максимальный срок брони персонажа?
О: Максимальный срок - три дня. Если по какой-то причине Вы не успеваете дописать анкету, Вы можете обратиться в гостевую с просьбой продлить бронь персонажа.

В: Есть ли у Вас запрещенные внешности?
О: Нет, однако мы составили список знаменитостей, которых хотели бы видеть на аватарах игроков, - все актеры и актрисы, перечисленных в этой теме, принимали участие в костюмированных фильмах и сериалах, что значительно облегчит поиск исходников.

0

3

Бестиарий

Не эльфы, а лешие. Современное представление о лешем обычно преподносит нам этого героя как сгорбленного и заросшего мхом уродливого старикашку, в то время как изначально он представлялся древним славянам как довольно высокого роста человек в длинном одеянии и высокой шапке, с посохом. Наиболее точный аналог - эльфийский старейшина друид. Обитает в лесах, защищает их от вторжений, умеет разговаривать с лесными тварями. Не шибко жалует человечество, но может при случае и оказать посильную помощь, если приходишь в лес с благими намерениями.
Их помощники - сильваны - духи леса, в славянской мифологии имели отношение к берегиням. Берегинь существует несколько видов, и один из них нес ответственность за часть леса.

Не вервольфы, а волкодлаки. Человек, ночью обращающийся в зверя, некое подобие волка - основного хищного соседа славян. Свойства эти существа из разных мифологий имеют абсолютно одинаковые.

Не орки, а зверолюди, вороги. Ворогом по славянски можно назвать любого врага, но именно варварская сущность орков делает их наиболее подходящими под это наименование. Массированные нападения, осуществляемые ими на человеческие поселения, будут служить прекрасным поводом к тому, чтобы само понятие ворога отдать хаотичным вторженцам.
Гоблины - именовались злыднями и имели похожие черты - это были совсем маленькие создания с острыми зубами, которые стремились всячески испортить человеку жизнь.

Не гномы, а гмуры - угрюмые жители пещер. В основном были распространены на Урале, где ведали запасами горных самоцветов, минералов и веспен-газа руд. В древности обучили людей кузнечному и ювелирному ремеслу. Были низки ростом и крепки, что позволяло им выживать в горных пещерах. В приципе людей не жаловали, но иногда общий язык с гмурами найти было можно.

Чудь белоглазая - другие пещерные жители, аналог троглодитов, слаадов и прочих подземных тварей. В незапамятные времена покинули мир людей и переселились в темные каверны. За долгие годы житья в глубоких сырых пещерах обрели черты ящеров, зрение атрофировалось.

Не призраки, а навьи (не путать с На'ви). Злобные духи умерших, представлющиеся в виде облака навроде пара или дыма. Не обладали способностью к прямым физическим воздействиям, но способны были напугать, либо же являлись предвестниками горестных событий.

Не вампиры, а вурдалаки или упыри. Само понятие вампира больше представляется нам как аристократический образ из европейских преданий, но славянская мифология родилась в то время, когда еще не существовало графов и средневековых замков, а вот вурдалаки с упырями в ней уже были. Что поделаешь, не все жили так хорошо, как переделанный Влад Цепеш.

Не лич, а хопотун - колдун, отдавший темным богам свою душу и взамен этого ставший бессмертным в оболочке из своего старого мертвого тела. Наиболее известный из всех - Кащей - стал героем множества сказок. Ночью влетает в дома, похищает людей и пожирает их, чтобы насытить себя и придать сил для новых злобных свершений.

Не элементали, а шуликуны. Чаще всего это злые существа, олицетворяющие огонь и воду. Иногда приручались, но к человеку относились потребительски. Если поселения размещались на "подочетной" шуликуну территории, он пользовался своей властью над стихией, чтобы изгнать человека с обжитых мест.

Не грифон, а Семаргл - крылатый волк. Откуда львы в славянской мифологии?

И подобных аналогий достаточно много в славянской мифологии:
Бес-фамильяр - обменыш. Русалка - водяница или болотница. Циклоп - лихо одноглазое (иногда представлялось и великаном). Феникс - Жар-птица. Дракон - змий, ящер. Умертвие - мор или моровая дева. К этой же нежити относится и Вий. Суккуб - огнедева и так далее.

(с) Roldo.

0

4

Оружие
Оружие классифицируется по характеру своего воздействия:

• Ударное оружие

• Булава — холодное оружие ударно-раздробляющего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами. Различают обычную шарообразную булаву и шестопёр или пернач, к головке которого приваривались рубящие кромки. Длина булавы около 50—80 сантиметров. Вес колеблется от 5 до 9 кг.
• Пернач (пернат) — древнерусское холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой разновидность булавы, к головке которой приварено несколько (до двух десятков) металлических пластин (перьев). Большое распространение получила разновидность одноручного пернача с шестью перьями, называемая шестопёром.

• Палица — оружие ударно-раздробляющего действия, происходящее от обычной деревянной палки. Палица, как правило, отличается от обычной дубины или ослопа во-первых, меньшим весом, во-вторых, большей приспособленностью к бою, и в-третьих, наличием так называемых «укреплений», то есть железных обручей, наверший, иногда — с шипами.
• Ослоп — русская грубая деревянная палица (дубина) большого размера и веса с утолщённым концом, окованным железом или утыканным железными стержнями. Против удара таким массивным оружием не спасали ни доспехи, ни щиты — повреждение наносилось всему телу человека. Удар ослопа гарантировано сбивал противника с ног. Удар наносился двумя руками. Ослопы были самым тяжёлым холодным оружием ударно-раздробляющего действия.

• Кистень — гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю — било), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью — кистенищем. Для обозначения разновидностей кистеней также применялись термины телепе́нь, басалы́к. Термин «кистень» иногда применяется для обозначения других типов гибко-суставчатого оружия, таких как боевой цеп и гасило.
• Гасило — холодное оружие ударно-раздробляющего действия, представляющее собой ударный груз, закреплённый на верёвке, ремне или, в редких случаях — цепи. Обычно называется разновидностью кистеня, однако из-за отсутствия рукояти представляет собой отдельный вид оружия.

• Колющее оружие

• Копьё — колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя. Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

• Рубящее оружие

• Боевой топор — разновидность топора, предназначенная для поражения живой силы. Является многофункциональным ударно-рубящим оружием. Отличительной особенностью боевого топора является небольшой вес лезвия (около 0,5 кг) и длинное топорище (от 50 см). Боевые топоры были одноручными и двуручными, односторонними и двусторонними.
• Бердыш — холодное оружие в виде топора (секиры) с искривлённым, наподобие полумесяца, лезвием, насаженным на длинное древко — ратовище.

• Кинжал — холодное оружие с коротким (до 50 сантиметров) прямым или изогнутым клинком, заточенным с одной или двух сторон. Чаще всего кинжал используется для ближнего боя, но существуют разновидности кинжала с утяжеленным лезвием, предназначенные для метания.

• Меч — холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей симметричные. Мечи бывают рубящие, колюще-рубящие, колющие. Масса меча колеблется от 700 г до 6 кг. Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,9 до 2 кг.
Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Мечи бывают одноручными (Для работы одной рукой), полуторными (как для одной, так и для двух рук) и двуручными (для работы двумя руками).

• Колюще-режущее

• Сабля — рубяще-режущее и колюще-режущее клинковое холодное оружие. Клинок сабли, как правило, однолезвийный (в ряде случаев — с полуторной заточкой), имеет характерный изгиб в сторону обуха. Средняя длина клинка — 80—110 см.

• Нож — режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок — полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или нескольких сторонах. В конструкции чаще всего можно выделить клинок и рукоять.

• Метательное оружие

• Лук — метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами. Для производства выстрела стрелок натягивает тетиву, запасая тем самым энергию в согнутой дуге лука, после чего отпускает тетиву, и дуга быстро разгибаясь, преобразует запасённую потенциальную энергию в кинетическую энергию быстро летящей стрелы. Дальность полёта стрелы зависит от конструкции лука, силы натяжения тетивы и погоды; в среднем составляет до 250 метров для небоевой стрелы.
• Стрелы — боеприпасы для стрельбы из лука и арбалета. Стрела для арбалета называется болт.

• Самострел, или арбалет — вид холодного метательного оружия, механический лук. Арбалет, как правило, превосходит обычный лук по точности стрельбы и убойной силе, но, за редким исключением, сильно проигрывает по скорострельности. Для стрельбы из арбалета использовались болты — особые арбалетные стрелы, которые обычно были толще и короче лучных.

• Праща — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

• Защитное снаряжение

• Доспехи — специальная одежда, предназначенная для защиты носителя чаще всего от холодного оружия.
• Кольчатый доспех — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков, покрывавших тело полностью, с головы до ног.
Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сотен человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

• Шлем — предмет защитного вооружения, предназначенного для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием.

• Щит — вид военного защитного снаряжения, предназначенный для отражения атак холодного или стрелкового оружия. Несмотря на огромное разнообразие форм, устройства и расцветок, щиты можно условно разделить на четыре категории: щиты лёгкие, круглые, тяжёлые и большие.

• Осадное оружие

• Катапульта - термин, которым обозначается любая метательная машина. Используется при осаде или обороне крепости. Чаще всего заряжалась камнями, ядрами, а также бочонками с пчелами или ядовитыми змеями.

• Таран — стенобитное орудие (бревно из ели или ясеня), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов для разрушения стен, башен и других сооружений.

• Осадная башня — осадное орудие, предназначенное для обеспечения быстрого доступа осаждающих на стены осаждаемой крепости. Дополнительной функцией являлось прикрытие штурмующих от обстрела противника при подходе к стенам. Представляла собой крупную деревянную конструкцию, обычно прямоугольную в основании. Высотой осадная башня, как правило, равнялась осаждаемой стене или была чуть выше, чтобы лучники осаждающих могли вести стрельбу по защитникам с верхней площадки.

0

5

Славянские названия месяцев
Белояр - март;
Цветень - апрель;
Травень - май;
Изок - июнь;
Червень - июль;
Зарев - август;
Вересень - сентябрь;
Листопад - октябрь;
Грудень - ноябрь;
Снежник - декабрь;
Просинец - январь;
Лютень  - февраль.

0

6

Магические способности

Чародеи, колдуны, волшебники - люди, способные преобразовывать магическую энергию по своему желанию. Несмотря на свои способности, они остаются смертными людьми; впрочем, некоторые волшебники сумели добиться вечной жизни.

Волшба, или магия, делится на боевую - или практическую - и ведовство; каждый чародей имеет склонность к определенному виду магии.

Чародеи, склонные к ведовству, слабее, чем чародеи, склонные к боевому колдовству. Им тяжело дается практическая магия: то, что боевой чародей способен сделать небольшим усилием воли, потребует более крупных энергозатрат у ведунов.
Ведуны, однако, являются талантливыми знахарями и травниками.

Практическая магия в свою очередь подразделяется на белую и черную. Белая магия направлена на созидание, она способна изменять и дополнять что-либо, уже существующее, черная - напротив, направлена на разрушение и вред.

Все маги обладают различным магическим потенциалом: у кого-то он больше, у кого-то - меньше. Среди колдунов есть люди, родившиеся с огромным потенциалом, и те, кто развил свои способности путем тренировок и долгого обучения.
Каким великим ни был бы потенциал, его необходимо развивать: волшебники, обучением которых никто не занимался, с большим трудом управляют своими способностями.
К базовой магии, освоить которую могут и волшебники с небольшим магическим потенциалом, относятся телекинез, способность изменять суть простых по структуре вещей, телепатия.

Некоторые заклятия не требуют словесных формулировок, но требуют определенных пассов и концентрации. К таким относятся боевые, защитные и некоторые бытовые заклятия.
Как правило, пользоваться такими заклятиями могут практически все маги. К базовым заклятиям относятся пульсар, магическая сеть, огонь волшебника и прочие.
Пульсар, выглядящий как светящийся шар, используется как для освещения, так и для атаки; огонь волшебника, превосходящий любой и созданный с помощью магии, и естественный огонь, используется для атаки - срывающийся с пальцев чародея огонь превращается в шар жидкого пламени, одна капля которого способна прожечь плоть до кости; магическую сеть используют, чтобы скрыть какой-либо объект или защитить его. Кроме того, волшебники могут использовать свой дар, чтобы выявить чье-либо присутствие на территории, радиус которой зависит от потенциала чародея.

Заклинания обычно используются при магических ритуалах, большинство которых сложны и требуют больших энергозатрат - не каждый колдун с ними справится. Заклинания пишутся рунами, ошибки в которых могут привести к непредсказуемым результатам.

Многие существа являются волшебными и обладают собственными уникальными способностями: например, болотницы способны очаровывать песнями, а Жар-птица - исцелять даже тяжелобольных людей. Некоторые существа - к примеру, водяные или жыжи, - обладают врожденным стихийным даром, который позволяет им управлять огней, водой, воздухом или землей. Обучиться стихийной магии можно, однако для этого надо иметь достаточно большой магический потенциал.

0

7

Вера

Наиболее древние боги - Род и Рожаницы. Род - родитель всего живого, отделивший мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного  - Нави. Согласно верованиям, именно Род посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети. Рожаницы – женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животному миру.

Боги

Перун - покровитель воинов, которого славят во дни победы и которому приносят жертвы, чтобы добиться военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы: прежде всего, Перун - это бог грозы и грома.
Перун часто оказывается тесно связан по мимо огня с культом воды, дерева и камня. Его представляют в образе немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой и считают учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Сварог – бог неба и огня («Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь, жар), отсюда произошли выражения «свара», «свариться» - ругаться, браниться, быть как небо в ненастье. Благодаря трудам Сварога люди научились владеть огнем, обрабатывать металл, создали по «образу и подобию» небесных — плуг, клещи и колесницу, и именно Сварог дал им законы и знание. Сын Сварога - Даждьбог, бог плодородия. Связан со Сварогом и его сыном Стрибог – бог воздушных течений и стихий, которому подчинялись ветры.

Световид (Святовид) – бог войны и победы, изображался четырёхголовым. Праздники в его честь начинались по окончании жатвы, в августе. В дар богу приносили собранные с полей, садов и огородов плоды. Жрец наполнял рог Световида молодым вином, символизирующим полноту урожая будущего года. В жертву Световиду приносили множество молодых животных, которых съедали тут же во время пира.

Богом солца является Хорс, богом весны и плодородия - Ярило. Появляясь в положенное время года, Ярило распространяет весеннее тепло, вносит свежесть и пылкость чувств, вселяет храбрость в сердца людей. Зимой Ярило превращается в Мороз, уничтожая то, что создал весной.
Весной, с приходом Ярилы, наступали и праздники богини любви, красоты и очарования - Лады. В эти дни принято играть в горелки, так как любовь частно сравнивали с огнем, жаром. Дочерью Лады является Леля, покровительница влюбленных, красоты, счастья. Лада и Леля - богини-рожаницы, покровительницы беременных и рожаниц. Женскому плодородию также покровительствует Макошь, богиня, прядущая Нити Судеб, в чем ей помогают богинии Доля и Недоля.

Один из древнейших богов - Велес, почитаемый как владыка лесов и животных. Ему подчиняются все низшие духи. Покровитель домашнего скота и богатства, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Велес, кроме того, - властитель перекрестков и навий бог.
Велес так же предстает в обличье Змея, божественного противника Перуна. Велес-Змей воплощает в себе силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку.

Богам солнца, жизни и любви, земного царства противопоставлялись боги смерти и подземного царства...

Богиней смерти и зимы была Мара (Мор). Отсюда, вероятно, слова «умереть», «смерть», «мрут», «вымирают», «мёртвые». Мара связана с с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы: в весенних обрядах Мареной называется соломенное чучело - воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали - ср. Купала , Кострома и т. п.) во время празднования древнего праздника Масленицы, а так же в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай.

Перуну и другим богам, олицетворяющим силы природы, служат богатыри, волоты. Если они разгуляются, то с гор камни выворачивают, деревья валят, реки запруживают завалами. Таких героев разной силы множество: Горыня, Верни-гора, Валигора, Вертигор, Дубыня, Дубодёр, Вертодуб, Вырвидуб, Елиня (ель), Лесиня (лес), Дугиня (дуги гнёт), Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Усыня, Медведко, Соловей-разбойник (ураганный ветер), Сила-царевич, Иван Попялов (Попел), Святогор, Вода и т.д.

Найти более подробную информацию, а так же ознакомиться с богами, в посте не указанными, можно на этом сайте.

Берегини и духи
Берегини хранили благополучие разных мест и видов природы, а также дом. Домовых духов было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, споспешествовавшие человеческим делам), дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни, бесы, черти, шишиги (черти с торчащим шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений).
Берегинь было много; они оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей, пели им колыбельные песни, рассказывали сказки (байки), навевали сны. Позднее они получили кто собственные имена, кто – собственно-групповые, например, собственные Дид, Баба - прародители; групповые – русалки, лешие и т.д.

Дед (дид) – прародитель, предок. Для тех, кто считали, что ведут свой род от Перуна, это ещё и синоним Перуна. Дед – хранитель рода, и, прежде всего детей, конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, строго следя за их исполнением. Дедом называли и лесное божество – хранителя Перунова клада. Деда молили об указании, открытии клада. По преданиям, где огонёк блеснёт, там и клад этот (дождь с грозою), который жизненно необходим и важен для людей.

Баба. Наиболее древнейшая из них – Баба Яга.
Что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба яга – изначально заботливая берегиня.
Слово «Яга» - огрублённое от «Яшка». Яшей песнях называли ящура – некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого. Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В период насаждения христианства всем языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавших людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.

Особенно много берегинь (им также позже придавались злые черты) среди леших: лесовик, лесунок, лешак, дикий мужик, Микола (Никола) Дуплянский, попутник, боровик, лукавый (согнутый и искривлённый, как лук, и таков же внутренне, что главное), дед, дедок; а так же бесы («бес» обозначает буквально «без», а дальше могло следовать любое положительное понятие, например, человек без совести, Бога, понятия (знания), добра, справедливости, чести, ума и т.д.) черти; шишиги; мавки лесные; упыри; анчутки (помесь чёрта и утки); оборотни; волкодлаки (длака - шкура); нетопыри; чудо-юдо; лесной царь; судички и гарцуки (мелкие духи, помощники Перуна); лихо одноглазое; птица страх-Рах – вот неполный перечень лесных обитателей, которые были воплощением леса, как враждебного человеку пространства.

Есть ещё одно необыкновенное божество: Чур – божество границ, одно из древнейших божеств-берегинь. Произошло от «щур». Предки (пращуры) какого-либо рода. Чур связан с миром. Он освящает и защищает право собственности (ср. « чур-моё»), всё делит по справедливости: «чур – пополам!», «чур – вместе!».

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно